Есть в больших городах места, в которых, кажется, можно встретить кого угодно, кроме тех, кто в этих городах живет. Например, Третьяковка. Москвичи, такое ощущение, туда захаживают, лишь когда к ним приезжают друзья-родственники из провинции, которым позарез нужно в этой галерее побывать. Тогда жителям столицы ничего не остается, как, смиряясь, сопровождать.
Мы Третьяковку нашли без сопровождающих.
Вообще-то, решение за день оббежать все залы галереи – немного безумие. Потому что получается именно оббежать (а после, выйдя, найти какую-нибудь скамейку и рухнуть, мечтая о том, чтобы кто-нибудь донес тебя до гостиницы, где остановилась… мечты-мечты), запомнив совсем немного, вглядевшись в совсем немногое. Только-только успев осознать, что знакомые чуть ли ни с детства репродукции и оригиналы – две большие разницы. На самом деле. Так, по напечатанным немалым тиражом картинкам можно понимать, что Врубелевский Демон – нечто особенное. Почувствовать это можно лишь в Третьяковке. Когда увидишь, и идти дальше не хочется…
P.S. напротив «Явления Христа народу» — небезызвестного полотна почти во всю стену – стояла, наверное, и сейчас стоит, скамейка. Присесть на нее обычно нереально – на ней уже кто только не сидит. Пока я стояла позади нее, услышала дивный разговор:
— Нет, ну какая картина…
— Да…
— Сколько холста на нее ушло…
— А красок…